Сегодня здоровье все более осознается как главная движущая сила и ресурс социального и экономического развития. О путях улучшения здоровья говорят уже не только медики, но и политики. Меняются общественные настроения – здоровье все больше связывается в сознании людей с успешностью и возможностями.
Сущность проекта состоит в том, что это организационная модель новых отношений между существующими городскими структурами и непосредственно населением в рамках совместной деятельности, направленной на улучшение здоровья населения и среды обитания, повышение физической активности, организацию здорового питания, профилактику вредных привычек.
Задачей проекта является обеспечение здоровья населения как главного приоритета городской политики и сознания самих жителей, а подходы, заложенные в этом проекте, позволяют в условиях городской среды практически по всем социальным аспектам успешно решать вопросы улучшения общественного здоровья.
Цель проекта – создание населенного пункта, живущего по принципам здорового образа жизни, в котором население ответственно относится к собственному здоровью, имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.
В настоящее время проект продолжает активно развиваться, охватывая все больше аспектов здоровья горожан и продолжает вдохновлять жителей на активный образ жизни и заботу о своем физическом и психологическом благополучии.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА В Республике Беларусь, как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, бремя неинфекционных болезней в Республике Беларусь по показателю совокупного ущерба от основных групп болезней оценивалось в 4,67 млрд. BYN (или 5,4 процента ВВП). Проведенное в 2016 – 2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных факторов риска неинфекционных болезней показало, что более 40 процентов населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью (ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов, гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление). В связи с этим возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровье-сберегающей среды жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Это может быть обеспечено путем повышения эффективности межведомственного взаимодействия, актуализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения с учетом всех аспектов территориального устойчивого развития (экономика, планирование территорий‚ архитектура и строительство, промышленность, транспорт‚ энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное движение и другое). Реализация в стране государственного профилактического проекта ”Здоровые города и поселки“ обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить следующие задачи: стимулирование создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению травматизма, повышению культуры здоровья; расширение государственно-частного партнерства для создания и поддержания здоровье-сберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения; партнерство с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту ”Здоровые города“ и иными международными организациями. Проект ”Здоровые города“ стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие предусмотрено в Государственной программе ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – государственная программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта ”Здоровые города“ на территории республики определены Министерство здравоохранения, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет. В проекте ”Здоровые города“, в том числе для реализации отдельных его элементов, задействовано 88 населенных пунктов страны.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ
В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию от 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект ”Здоровые города и поселки“ (далее – проект) и создать национальную сеть ”Здоровые города и поселки“ (далее – национальная сеть). Реализация проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административнотерриториальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется по разработанным и утвержденным планам мероприятий, базирующихся на данных проведенного анализа медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации. Управление проектом осуществляется координационной группой управления (далее – группа управления) при Межведомственном совете по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Межведомственный совет). Группа управления состоит из представителей государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных организаций. Возглавляет группу управления руководитель (координатор) из числа заместителей Министра здравоохранения.
Организационное сопровождение и обеспечение деятельности группы управления осуществляет ГУ ”Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья“. Состав группы управления и ее руководитель утверждаются решением Межведомственного совета (или его председателем) по предложению Министерства здравоохранения и других заинтересованных. Группа управления разрабатывает план основных мероприятий по реализации проекта сроком на пять лет и представляет его для утверждения решением Межведомственного совета (или его председателем). На уровне административно-территориальной единицы областных, районных (городских) межведомственных советов (далее – территориальные межведомственные советы) создаются областные, районные (городские) отделения группы управления, состоящие из представителей органов местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и других.
Состав отделения группы управления и его руководитель утверждаются на заседании территориального межведомственного совета по предложению органов местного управления и самоуправления и других заинтересованных. Организационно-техническое сопровождение деятельности отделения группы управления обеспечивает территориальный центр гигиены и эпидемиологии. Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется путем ежегодного планирования.
ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные принципы реализации проекта и деятельности в рамках национальной сети: организационная подготовка и поддержка местных инициатив, содействующих формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни (далее – инициативы ЗОЖ), на основе использования передового опыта; поиск и стимулирование инвестиций в модернизацию существующих и внедрение новых элементов здоровой городской среды; планирование профилактических мероприятий на основе данных о медико демографической ситуации, социально-гигиенического и экологического состояния территории; интеграция мероприятий в рамках национальной сети с республиканскими и областными профилактическими программами и проектами. Основные инициативы ЗОЖ:
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Финансирование мероприятий проекта осуществляется в пределах финансового обеспечения государственных программ, за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год. Оценка эффективности реализации проекта приводится по основным и дополнительным критериям областными, районными (городскими) отделениями группы управления при методической помощи территориальных центров гигиены и эпидемиологии. Выбор критериев осуществляется из базового перечня критериев, разрабатываемого группой управления. Областными, районными (городскими) отделениями группы управления ежегодно подводятся итоги реализации проекта с оценкой его эффективности.
Программа деятельности национальной сети “Здоровые города и поселки” на 2024-2025 годы
Перечень здоровых городов и поселков Витебской области
