Меню
Государственный проект «Здоровые города и поселки»

Государственный проект «Здоровые города и поселки»

Сегодня здоровье все более осознается как главная движущая сила и ресурс социального и экономического развития. О путях улучшения здоровья говорят уже не только медики, но и политики. Меняются общественные настроения – здоровье все больше связывается в сознании людей с успешностью и возможностями.

Сущность проекта состоит в том, что это организационная модель новых отношений между существующими городскими структурами и непосредственно населением в рамках совместной деятельности, направленной на улучшение здоровья населения и среды обитания, повышение физической активности, организацию здорового питания, профилактику вредных привычек.

 

Задачей проекта является обеспечение здоровья населения как главного приоритета городской политики и сознания самих жителей, а подходы, заложенные в этом проекте, позволяют в условиях городской среды практически по всем социальным аспектам успешно решать вопросы улучшения общественного здоровья.

 

Цель проекта – создание населенного пункта, живущего по принципам здорового образа жизни, в котором население ответственно относится к собственному здоровью, имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время проект продолжает активно развиваться, охватывая все больше аспектов здоровья горожан и продолжает вдохновлять жителей на активный образ жизни и заботу о своем физическом и психологическом благополучии.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА В Республике Беларусь, как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, бремя неинфекционных болезней в Республике Беларусь по показателю совокупного ущерба от основных групп болезней оценивалось в 4,67 млрд. BYN (или 5,4 процента ВВП). Проведенное в 2016 – 2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных факторов риска неинфекционных болезней показало, что более 40 процентов населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью (ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов, гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление). В связи с этим возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровье-сберегающей среды жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Это может быть обеспечено путем повышения эффективности межведомственного взаимодействия, актуализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения с учетом всех аспектов территориального устойчивого развития (экономика, планирование территорий‚ архитектура и строительство, промышленность, транспорт‚ энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное движение и другое). Реализация в стране государственного профилактического проекта ”Здоровые города и поселки“ обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить следующие задачи: стимулирование создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению травматизма, повышению культуры здоровья; расширение государственно-частного партнерства для создания и поддержания здоровье-сберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения; партнерство с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту ”Здоровые города“ и иными международными организациями. Проект ”Здоровые города“ стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие предусмотрено в Государственной программе ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – государственная программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта ”Здоровые города“ на территории республики определены Министерство здравоохранения, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет. В проекте ”Здоровые города“, в том числе для реализации отдельных его элементов, задействовано 88 населенных пунктов страны.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ

 

В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию от 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект ”Здоровые города и поселки“ (далее – проект) и создать национальную сеть ”Здоровые города и поселки“ (далее – национальная сеть). Реализация проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административнотерриториальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.

 

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

 

Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется по разработанным и утвержденным планам мероприятий, базирующихся на данных проведенного анализа медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации. Управление проектом осуществляется координационной группой управления (далее – группа управления) при Межведомственном совете по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Межведомственный совет). Группа управления состоит из представителей государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных организаций. Возглавляет группу управления руководитель (координатор) из числа заместителей Министра здравоохранения.

 

Организационное сопровождение и обеспечение деятельности группы управления осуществляет ГУ ”Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья“. Состав группы управления и ее руководитель утверждаются решением Межведомственного совета (или его председателем) по предложению Министерства здравоохранения и других заинтересованных. Группа управления разрабатывает план основных мероприятий по реализации проекта сроком на пять лет и представляет его для утверждения решением Межведомственного совета (или его председателем). На уровне административно-территориальной единицы областных, районных (городских) межведомственных советов (далее – территориальные межведомственные советы) создаются областные, районные (городские) отделения группы управления, состоящие из представителей органов местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и других.

 

Состав отделения группы управления и его руководитель утверждаются на заседании территориального межведомственного совета по предложению органов местного управления и самоуправления и других заинтересованных. Организационно-техническое сопровождение деятельности отделения группы управления обеспечивает территориальный центр гигиены и эпидемиологии. Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется путем ежегодного планирования.

 

ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Основные принципы реализации проекта и деятельности в рамках национальной сети: организационная подготовка и поддержка местных инициатив, содействующих формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни (далее – инициативы ЗОЖ), на основе использования передового опыта; поиск и стимулирование инвестиций в модернизацию существующих и внедрение новых элементов здоровой городской среды; планирование профилактических мероприятий на основе данных о медико демографической ситуации, социально-гигиенического и экологического состояния территории; интеграция мероприятий в рамках национальной сети с республиканскими и областными профилактическими программами и проектами. Основные инициативы ЗОЖ:

  1. общегородские акции для стимулирования повышения двигательной активности населения, включая людей пожилого возраста и инвалидов;
  2. расширение доступности и увеличение посещаемости физкультурно спортивных сооружений;
  3. создание инициативных групп по обучению формам двигательной активности;
  4. развитие велосипедного движения;
  5. стимулирование выпуска (реализации) предприятиями пищевой промышленности, торговли продукции с пониженным содержанием сахара, соли, жира, обогащенной витаминами и нутриентами;
  6. формирование у населения культуры здорового питания;
  7. последовательное внедрение современных организационно-структурных элементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в учреждениях образования;
  8. внедрение новых форм коммуникации с населением для повышения культуры и формирования мотивации к здоровому образу жизни;
  9. проведение работы по оздоровлению рабочих мест;
  10. улучшение инфраструктурного планирования населенных пунктов, в первую очередь в части регулирования движения транзитного транспорта, роста протяженности улиц с твердым покрытием, развития безбарьерной среды, дополнительного озеленения и создания и (или) обновления внутригородских и пригородных зон отдыха и другое;
  11. разработка, поддержка (поощрение) и реализация инициатив на административной территории по наиболее актуальным темам с учетом медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации с вовлечением широких слоев населения;
  12. подготовка волонтеров и создание волонтерских клубов по ЗОЖ и другим вопросам;
  13. постановка вопросов, связанных с повышением ответственности субъектов социально-экономической деятельности за улучшение здоровья населения территории;
  14. партнерство с общественными организациями. Работа в рамках национальной сети строится на межведомственном взаимодействии для сохранения и укрепления здоровья с охватом практически всех социальных и возрастных групп населения. Инициативы ЗОЖ реализуются в различных формах: праздники, акции и выставки здорового образа жизни, клубы здоровья и другое; тренинги, круглые столы, лекции, слушания по конкретным медикодемографическим, социально-гигиеническим и экологическим проблемам города или поселка, в том числе с участием депутатов местных Советов и представителей общественных организаций; анкетирование в фокус-группах населения и проведение социологических исследований. Мероприятия в рамках реализации национальной сети отражаются в планах действий по профилактике заболеваний и ЗОЖ, в том числе как инструмент по достижению показателей целей устойчивого развития административнотерриториальных единиц. На республиканском уровне: организуется проведение республиканского форума ”Здоровые города и поселки Беларуси – движение к устойчивому будущему!“; организуются соревнования среди административно-территориальных единиц, на территории которых реализуется проект и населенные пункты которых активно продвигаются для вхождения в национальную сеть; обобщаются и распространяются на территориях административнотерриториальных единиц Республики Беларусь лучшие примеры по реализации проекта. На областном, районном (городском) уровне: создается постоянно действующая система конкурсной оценки для выбора лучших инициатив ЗОЖ среди городов и населенных пунктов; проводятся фестивали (конкурсы) населенных пунктов, участвующих в реализации проекта, по различным номинациям, отражающим степень активности деятельности для вхождения в национальную сеть.

 

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Финансирование мероприятий проекта осуществляется в пределах финансового обеспечения государственных программ, за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год. Оценка эффективности реализации проекта приводится по основным и дополнительным критериям областными, районными (городскими) отделениями группы управления при методической помощи территориальных центров гигиены и эпидемиологии. Выбор критериев осуществляется из базового перечня критериев, разрабатываемого группой управления. Областными, районными (городскими) отделениями группы управления ежегодно подводятся итоги реализации проекта с оценкой его эффективности.

Программа деятельности национальной сети “Здоровые города и поселки” на 2024-2025 годы

Перечень здоровых городов и поселков Витебской области

Сборник лучших практик России