Меню

15 марта – День потребителя в Беларуси

Сегодня в стране отмечается День потребителя. В этом году в государствах – членах Евразийского экономического союза он проходит под девизом «Потребитель – в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров».
Ежедневно каждый человек «примеряет» на себя статус потребителя: в торговых и медицинских центрах, салонах и мастерских. Отношения продавец–покупатель товаров и услуг активно развиваются и в виртуальном пространстве (интернет-магазинах и онлайн-школах). О новациях в законодательстве в части защиты прав потребителей подробнее рассказала начальник управления торговли и услуг Витебского горисполкома Татьяна Прокопенко.
В 2024 году горисполкомом в рамках государственной защиты прав потребителей рассмотрено 201 обращение граждан и юридических лиц. Большинство вопросов касались сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг.
– Горожане получили разъяснения по 155 обращениям, требования заявителей удовлетворены по 46 обращениям, – рассказала Татьяна Прокопенко. – Помимо этой работы в прошлом году в Витебске проведено 48 консультаций по вопросам защиты прав потребителей, в ходе которых более 280 гражданам дали разъяснения, оказана помощь в подготовке 16 исковых заявлений и 34 претензий по защите прав потребителей. Витебским горисполкомом направлено шесть предписаний организациям об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей. По результатам рассмотрения жалоб возвращено в досудебном порядке материального ущерба на сумму более 11 тысяч рублей (в 2023-м – около 6 тысяч).
С 1 октября 2024 года действие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» будет распространяться на отношения между потребителями и гражданами, которые осуществляют самостоятельную профессиональную деятельность. – Это значит, что физические лица, выполняющие работы или оказывающие услуги в рамках ремесленной или самостоятельной профессиональной деятельности, будут нести ответственность за качество и безопасность своих товаров, работ и услуг, – подчеркнула специалист.
Потребителям, обратившимся к самозанятым или ремесленникам, в свою очередь нужно внимательно читать договор или другую документацию с информацией о работе (услуге), после подписания их обязательно сохранить свою копию. Если выявлены недостатки выполненной работы (услуги), то потребитель вправе потребовать от исполнителя по своему выбору безвозмездного устранения недостатков или соразмерного уменьшения цены, расторжения договора и возврата денежной суммы.