Противодействие коррупции

ПАМЯТКА
об основных нормах антикоррупционного законодательства Республики Беларусь

       Противодействие коррупциизадача не только госорганов, но и иных организаций независимо от формы собственности (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией). Это подразумевает предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений, устранение их последствий.

     Ответственность за организацию борьбы с коррупцией несут не только государственные должностные, но и приравненные к ним лица (далее должностные лица). Это в том числе (п. 5 8 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 N 12) лица:

постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главбух, их заместители);

уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт, работник, который на основании выданной руководителем доверенности подписывает договоры и иные правоустанавливающие документы).

Термин «коррупция« включает два элемента:

1) использование должностным лицом том числе иностранным) своего служебного положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения имущества или другой выгоды (работы, услуги, покровительства, обещания преимущества);

2) подкуп должностного лица (включая иностранное), чтобы оно действовало или бездействовало при исполнении своих служебных обязанностей, в том числе от имени или в интересах юридического лица.

    В большинстве случаев под коррупцией понимают активный или пассивный подкуп. Его понятие полностью совпадает с уголовно-правовым понятием взяточничества: дача взятки (ст. 431 УК) — активный подкуп, а ее получение (ст. 430 УК) — пассивный. Хотя взяточничество — это лишь одна из составляющих коррупции.

Так, по данным статистики (https://court.gov.by/ru/statistika1/140398d808504cbe.html) за 2022 г. о числе привлеченных к уголовной ответственности лиц за совершение коррупционных преступлений, наибольшее количество осуждено:

за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) 316 лиц;

— получение взятки (ст. 430 УК) — 162 лица;

— дача взятки (ст. 431 УК) — 120 лиц;

 злоупотребление властью или служебными полномочиями (ч. 2, 3 ст. 424 УК) 74 лица;

превышение власти или служебных полномочий (ч. 2, 3 ст. 426) 84 лица.

 Какие антикоррупционные НПА приняты в Беларуси

    Определяют систему мер и принципы борьбы с коррупцией, устранения последствий коррупционных правонарушений, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, а также предусматривают ответственность за коррупционные деяния:

— Конституция;

Закон о борьбе с коррупцией;

— Закон о профилактике правонарушений;

— Декрет N 5;

постановление Совмина от 12.09.2019 N 619;

— постановление Совмина от 26.12.2011 N 1732;

постановление Генпрокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического центра при Президенте, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 N 43/9/95/571/57/274 об утверждении перечня коррупционных преступлений;

ТК, УК, КоАП и т.д.

 В перечне коррупционных правонарушений выделяются коррупционные преступления, влекущие уголовную ответственность.

   Большинство коррупционных преступлений предусматривают ответственность в виде лишения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Возможна конфискация имущества.

 К должностным лицам, занимающим госдолжности, осужденным за коррупционные преступления, не применяется условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким (ч. 8 ст. 90, ч. 7 ст. 91 УК).

      Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, помимо уголовной, могут привлечь к административной, дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности.  

Конфликт интересов

   Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения либо совершении других действий по работе.

   О конфликте интересов государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, а также вправе заявить самоотвод от принятия решения либо совершения других действий по службе (работе).

Чтобы распознать конфликт интересов, следует определить:

относится ли лицо к числу лиц, занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

какое конкретное служебное задание поручено должностному лицу и в чем оно заключалось;

входило ли задание в компетенцию должностного лица и было ли поручение выполнить его;

какую связь имел личный интерес со служебным заданием (например, в тендере, решение по результатам которого зависит от должностного лица, участвовало юридическое лицо, учрежденное близким родственником должностного лица);

в чем именно заключалась личная заинтересованность должностного лица в исходе конкретного дела (например, желание заключить контракт с юридическим лицом, которое учредил близкий родственник должностного лица);

мог ли личный интерес повлиять на объективное и беспристрастное выполнение служебного задания. В частности, какой ущерб понесло либо какую выгоду получило бы должностное лицо, его супруга, близкие родственники или свойственники, если бы выполнило служебное задание примере с тендером речь можно вести о получении или неполучение прибыли близким родственником должностного лица);

сообщило ли должностное лицо о ситуации конфликта интересов непосредственному руководителю;

заявило ли государственное должностное лицо самоотвод от выполнения действий по службе (работе), как такая ситуация разрешилась (устранило ли разрешение заявления ситуацию конфликта интересов).

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов руководитель организации может использовать установленные меры. Например, дать должностному лицу рекомендации по устранению конфликта интересов или отстранить должностное лицо от совершения действий, которые его вызывают (абз. 2, 3 ч. 3 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

Для государственных должностных лиц за сокрытие конфликта интересов установлена в том числе дисциплинарная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности (ч. 6 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

Коррупция представляет собой серьезную угрозу демократии и правам человека, подрывает господство правовых институтов и моральные устои общества, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизируют государственное управление и экономическое развитие.

 

О ГРОМКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (по материалам средств массовой информации)

04.03.2020

Бывшего директора «Визаса» посадили на 5 с половиной лет — он завышал зарплату себе и дирекции, а также не платил алименты. Читать далее: https://news.vitebsk.cc/2020/03/03/byvshego-direktora-vizasa-posadili-na-5-s-polovinoj-let-on-zavyshal-zarplatu-sebe-i-direktsii-a-takzhe-ne-platil-alimenty/

21.12.2020

Суд вынес приговор сотруднику РУП «Белтелеком» по делу о коррупции Читать далее: https://www.belta.by/incident/view/sud-vynes-prigovor-sotrudniku-rup-beltelekom-po-delu-o-korruptsii-421200-2020/

20.01.2021

Два года колонии и Br8,7 тыс. штрафа — в Добруше экс-директор агропредприятия осужден за коррупцию Читать далее: https://www.belta.by/incident/view/dva-goda-kolonii-i-br87-tys-shtrafa-v-dobrushe-eks-direktor-agropredprijatija-osuzhden-za-korruptsiju-424866-2021/

15.06.2021

Суд Железнодорожного района Витебска вынес приговор бывшему начальнику отдела по образованию администрации Первомайского района областного центра Павлу Краско Читать далее: https://www.belta.by/incident/view/v-vitebske-eks-chinovniku-dali-6-let-kolonii-za-poluchenie-vzjatok-445922-2021/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

 

ИНФОРМАЦИЯ О ДАТЕ, ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ

    13 марта 2023 года в 16.00 состоится заседание комиссии по противодействию коррупции государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Витебска» по адресу: ул. Смоленская, 9, государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Витебска» (вестибюль).